Главная » 2011 » Февраль » 5 » Нужна ли нам астрономия?
22:06
Нужна ли нам астрономия?
Я — астроном. Поэтому, задавая такой вопрос, я втайне надеюсь на положительный ответ. Однако ситуация непростая. Подобные вопросы задают себе все естествоиспытатели, оставшиеся на просторах бывшей Советской империи. Те, кто пришел в науку более двадцати лет назад, ощущают изменившееся отношение общества к этому некогда достойному занятию. Можно понять, почему мгновенно исчезли некоторые общественные "науки", обслуживавшие идеологию. Cложнее обстоит дело с науками естественными, к которым принадлежит и наука о Вселенной.
     Я долго не решался высказать вслух подобные мысли. Считал, что мы, профессионалы, сами должны справиться со своими проблемами. На всю бывшую советскую империю нас, астрономов, всего-то около двух тысяч душ. Кому до нас дело? Если несколько тысяч ученых вдруг прекратят сегодня изучение звезд и древних языков, археологические раскопки и систематизацию альпийских трав, то кто в обществе это заметит? Живут же Эмираты своей нефтью, не разбазаривая деньги на телескопы и синхрофазотроны. Бывшие кочевники выучили английский, пересели в автомобили, возвели небоскребы. Пусть где-то в другом месте делают науку, почему бы всем остальным не воспользоваться ее плодами?
     Но если все так просто, то почему гордые арабы потеряли уверенность в завтрашнем дне, почему они с остервенением кидаются на символы цивилизации, причем делают это не самые бедные из них, а именно те, кто отведал этой западной цивилизации? Быть может, они острее других поняли, что знание — это сила? Ведь нефть, золото и бокситы рано или поздно кончатся.
     Миллионы лет назад наши предшественники, бредя по саванне, изредка находили камни. У них был выбор. Можно было сразу бросить камень в пробегавшую мимо антилопу, после этого с некоторой вероятностью плотно позавтракать и с большой вероятностью — потерять камень навсегда. Но можно было подумать, потратить время и силы на то, чтобы привязать камень к палке и впредь пользоваться им как орудием. Мы знаем, кто из них исчез, а кто стал нашим предком.
     В моем отечестве сейчас модно "бросать камни": трудной и нехлебной карьере ученого большинство предпочитают быстрый диплом управленца ресурсами — нефтяными, денежными, товарными. Сейчас модно накапливать деньги, а не знания. Но вспомним: смена поколений происходит за двадцать лет, это и есть характерное время потери знаний. Десять лет уже прошло. На днях мне напомнило об этом событие, на первый взгляд незначительное, но в конце концов заставившее написать эту статью.
     В Москве, в Политехническом музее был организован диспут между астрономом и астрологом. Признаюсь, я шел на эту встречу без всякого энтузиазма, готовый выслушать от любителей астрологии все, что они думают об ученых-скептиках. Но публика меня порадовала: зал был переполнен, много молодых лиц, с интересом слушавших мой рассказ о несостоятельности астрологии и о новых исследованиях звезд и галактик. Я был доволен, но в конце вечера испытал шок. Несколько молодых людей подошли с вопросами, и один из них смущенно спросил: "Вы рассказывали об интересных вещах; ну, а чем вообще занимаются астрономы?".
     Я растерялся. Тысячи публичных лекций прочитал я в советское время во всех уголках нашей страны и ее окрестностях, но такого вопроса не слышал никогда. Об астрономии, равно как и о физике, химии и биологии, хоть какое-то представление было у каждого, даже вдалеке от столицы. Значит, что-то серьезно изменилось.
     Припомнилось мне и удивление другого сорта. Лет двадцать назад я удостоился чести по линии общества "Знание" посетить с лекциями тогдашние соцстраны — Чехословакию, Венгрию, ГДР. Выступления организовали не в столичных городах, где есть и свои ученые, а на периферии — в промышленных и сельских районах. Но даже там меня поразила публика: слушали внимательно и задавали много конкретных вопросов, особенно по технической части космонавтики. Про себя я думал: "Ну зачем им это? Не было и не будет у них своей космонавтики". Еще больше удивился, увидев изданную в Будапеште "Энциклопедию космонавтики". Не удержался — купил, ибо ничего подобного у нас, в стране Спутника и Гагарина, не было. До сих пор пользуюсь ей, продираясь через неимоверно сложный венгерский язык. И вот теперь смотрю, как бывшие соцстраны активно врастают в Объединенную Европу, как быстро появляется у них бытовая техника европейского качества, как крепнет европейская космическая наука и техника... Не зря, видно, накапливали знания, не "разбрасывали камни", теперь вот пригодилось.
     Можно было бы еще долго приводить примеры, но пора спросить себя по русской традиции: "Что делать?". Вариантов немного. Все больше сил отнимают у ученых приработки, все меньше времени остается на удовлетворение любознательности. Не стоит надеяться на всплеск чиновничьего интереса к науке, какой был, скажем, в 1950-е и 1960-е годы. К нам в астрономию тогда пришла военная техника — радары, спутники, появились оборонные заказы и соответствующее финансирование. Освободившись от создания бомбы, к нам пришли академики калибра В.Л. Гинзбурга и Я.Б. Зельдовича. А на что можно надеяться сейчас?
     Быть может, фундаментальная наука не нужна обществу? Но знает ли об этом само общество, не прервалась ли между ними связь? Выяснить это довольно легко.
     Главный показатель: тиражи основных научно-популярных журналов, связывающих общество с наукой, упали в пятьдесят — сто раз. Большинство из них упало ниже критической отметки, то есть ниже 40 тысяч экземпляров, примерно столько в России средних школ. Вот эти факты и заставили меня публично задать вопрос: "Нужна ли нам наука, в частности астрономия?".
     Постепенно становится все более очевидным, что, не привлекая к себе общественного внимания, наука не выживет. А от этого станет хуже не только яйцеголовым ученым, но и всему обществу, живущему, как всегда, сиюминутными интересами.

     Какова критическая масса астрономов?

     Сколько нужно астрономов, чтобы в стране существовала эта наука и сопутствующая ей педагогическая и любительская работа? Ответа на этот вопрос, я думаю, не знает никто. Вообще говоря, в некоторых странах астрономией профессионально занимаются всего несколько десятков ученых. И ничего, хватает. Но означает ли это, что там есть астрономия? Эти несколько десятков включены в международную кооперацию и без постоянных визитов к своим зарубежным коллегам работать не могут.
     Из-за экономических причин мы лишены возможности свободно разъезжать по крупным научным центрам мира. Спасибо, частично выручает Интернет. Но естествоиспытатель должен исследовать реальную природу, а не виртуальный мир. Сейчас моим коллегам с трудом хватает средств на простейшие компьютеры, но астроному в первую очередь нужен телескоп. В этом отношении мы уже значительно отстали от США, Японии и Западной Европы (см. таблицу), а скоро отстанем от Бразилии, Индии и Китая. К счастью, пока астрономия у нас представлена в полном объеме своих специализаций, и на некоторых направлениях мы еще смотримся очень неплохо. Непростительно было бы потерять знания и традиции, собранные несколькими поколениями ученых.
     Сколько же нам нужно астрономов, чтобы наука жила и взаимодействовала с обществом? В мире сейчас около десяти тысяч астрономов, из них около пяти тысяч в США. На просторах бывшего СССР около двух тысяч астрономов. Однако по количеству ссылок на научные публикации мы собираем не 20, а только 10 процентов их мирового числа. Почему? Прежде всего — низкая техническая вооруженность: нехватка телескопов, мощных компьютеров и другой техники. Зато более чем хватает ненаучных проблем. Но есть и другие причины: языковой барьер делал наши работы в оригинале недоступными для иностранцев, а в переводе слишком дорогими и потому также практически недоступными. И наконец, система финансирования науки на Западе (проекты — рецензенты — гранты), в которую мы никак не были включены, заставляет их ученых предпочтительно ссылаться на себя или своих коллег, среди которых могут быть рецензенты их будущих проектов.
     Учитывая все это, наша отечественная астрономия занимает вполне убедительные позиции в мировой науке и в этом смысле никак не подпадает "под сокращение". Получив в последние годы лучшие возможности для контакта с зарубежными коллегами и журналами, наши астрономы активизировались и стали гораздо интенсивнее публиковаться в престижных международных изданиях. Хотя материальное положение профессионалов сейчас сильно ухудшилось: средняя зарплата ученого заметно меньше
средней зарплаты по стране.
     Чтобы поддерживать развитие всех ветвей астрономии, чтобы обеспечивать необходимыми данными гигантское народное хозяйство (космонавтика как мирная, так и военная, служба времени, участие в геодезических и геофизических работах и т. п.), чтобы стимулировать многие направления физики, наконец, чтобы обучать будущих учителей физики и астрономии в более чем сотне педагогических вузов, необходимо сохранить наших астрономов и дать им приличную технику и условия жизни. Сделать это удастся, лишь завоевав общественный авторитет, укрепив связь с различными слоями общества. Заметим: на Западе наука в значительной степени кормится не от госбюджета, а напрямую от общества.

     Астрология — это астрономия для всех?

     Почему за последние годы тиражи научно-популярных журналов снизились у нас почти в сто раз? Отчасти из-за смены общественных интересов, но в основном из-за дороговизны жизни. По нынешним тиражам нельзя судить о количестве интересующихся наукой: в моем институте библиотечные экземпляры журналов зачитываются до дыр. А как судить о доле населения, заинтересованной паранаукой? Тиражи книг по астрологии, уфологии, нумерологии и хиромантии, как правило, на порядок выше, чем по астрономии и физике. В периодических изданиях новости науки встречаются значительно реже, чем гороскопы. Создается впечатление, что любителей паранауки у нас значительно больше, чем тех, кого интересует нормальная наука. Вообще говоря, удивляться тут нечему: паранаука — занятие для полуграмотных, а их всегда больше. Однако я бы не спешил с выводами. Подождем, пока у социологов найдется время исследовать не только политическую, но и интеллектуальную ориентацию масс.
     Разумеется, нет нужды создавать лишние конфликты там, где в этом нет необходимости: в основе всех наших интеллектуальных увлечений лежит стремление к загадочному, таинственному и непознанному. Но если оно не будет удовлетворено со стороны науки, то этим займутся уличные торговцы гороскопами. Не будем пока касаться уфологии: с ней вопрос более сложный. Поговорим об астрологии.
     В западных странах с астрологическим недугом знакомы давно и хорошо его изучили. Путем опросов общественного мнения психологи выясняют, какие социальные группы и в какой степени интересуются астрологией. Поскольку эти опросы проводятся регулярно, становится понятна и динамика явления, удается выяснить влияние на нее различных публикаций и просветительских "кампаний". Вспомним хотя бы всплеск интереса к астрологии в США, разразившийся после начала нефтяного кризиса 1973 года. Именно он заставил в 1975 году большую группу известных американских ученых обратиться к журналистам с предостережением, в котором, в частности, говорилось: "Мы особенно обеспокоены продолжающимся некритическим распространением астрологических карт, предсказаний и гороскопов средствами массовой информации, а также газетами, журналами и издательствами с сомнительной репутацией. Это только способствует росту иррационализма и невежества. Мы считаем, что настало время бросить прямой и недвусмысленный вызов амбициозным утверждениям шарлатанов-астрологов".
     Этот призыв был воспринят с энтузиазмом многими учеными и просто культурными людьми. Он стимулировал интерес специалистов к популяризации науки. Появились новые издания, ориентированные на любознательного читателя, новые телепередачи и сериалы для критически мыслящего зрителя (например, знаменитый сериал "Космос" Карла Сагана). Конкретное средство для лечения астрологической или любой другой паранаучной "болезни" зависит от уровня интеллекта и склонностей "больного".
     Как показали исследования американских педагогов, большинство людей элементарно не информированы о взаимоотношении астрологии и науки. Эти люди не в состоянии отделить достижения астрономии от пустых претензий астрологов. В их сознании абсолютно надежный прогноз полета космических аппаратов лишь подтверждает возможность гадания по звездам. Поэтому введение в школьный курс всего одного урока — нет, даже не критики, а просто взвешенного описания сути астрологии, ее методов и приемов — разительно меняет отношение к ней. В течение нескольких лет (1997—2000 годы) я проводил подобный эксперимент в одной из московских гимназий, результат оказался такой же, как у американцев. Ясно, что в большинстве своем молодые люди, рассуждая об астрологии, просто не знают, с чем имеют дело.
     А что можно предложить тем, кто вообще лишен критического взгляда на мир, чьи способности к анализу подавлены эмоциями? Именно в такой среде респектабельные астрологи с их задушевными монологами находят самый теплый прием. Переубеждать таких людей — дело неблагодарное. Но использовать их убежденность, их веру для расширения их же собственного кругозора - задача вполне реальная. Так же, как для многих, религия есть единственный доступный им путь к вершинам духовности, в мир искусства, так и астрология для некоторых людей может стать началом пути к тайнам Вселенной. Концепцию "наблюдательной астрологии" предложил несколько лет назад известный американский астроном-любитель Бен Майер, и я солидарен с ним: лучше прийти к истине окольным путем, чем не прийти вовсе.
     Бен Майер предлагает развенчивать астрологию в занимательной форме. Например, он учредил приз в 10 тысяч долларов тому, кто во время полного солнечного затмения 11 июля 1991 года сфотографирует солнечную корону на фоне звезд созвездия Рака. По астрологическим канонам, Солнце в этот момент должно было находиться в середине зодиакального знака Рака, хотя в действительности оно было в середине созвездия Близнецов. Разумеется, приз остался неврученным. Майер считает, что такой шуточный конкурс помог публике лучше, чем длинная лекция, понять, как безнадежно отстала от жизни астрология.
     К счастью, молодежь любознательна, а рядовой обыватель вполне восприимчив, поэтому не так уж трудно найти способы привить им вкус и доверие к настоящей науке. А вот что делать с крупными чиновниками в погонах и без, окружившими себя проходимцами в роли ученых советников? Своими ушами слышал от них глубокомысленные рассуждения об "информационно-голографической ауре" и "космических субстанциях". Если не боитесь заработать бессонницу, прочитайте прекрасную книгу академика РАН Э.П. Круглякова ""Ученые" с большой дороги" (М.: Наука, 2001). Волосы дыбом встают от того, какие "ученые" притерлись к власти. За наш с вами счет они пытаются черпать энергию из вакуума, составляют гороскопы для подводных лодок, окропляют живой водой танки. Разрушить симбиоз чиновников с проходимцами — все равно что объяснить королю, какое платье сшили для него ушлые портняжки: это не удастся, пока весь народ не увидит, что король-то голый!
     Вернемся к астрономии. Учитывая широкий спектр общественных интересов, большое различие в уровне образования и традициях народов нашей все еще гигантской страны, вопрос, вынесенный в заглавие этой статьи, вероятно, должен быть поставлен так:

     Какая нам нужна астрономия?

     Ответ очевиден: астрономия нужна разная, поскольку реально существует множество общественных слоев, различающихся как по возрасту, так и по отношению к науке. Далеко ходить не будем, обратимся к опыту тех, у кого в этой области его, безусловно, больше, к опыту американских астрономов. Казалось бы, в этой достаточно романтической стране астрономия всегда была в фаворе: как наука "дальних рубежей и новых территорий" она отвечает духу "покорителей Запада". Достаточно вспомнить, сколько меценатов и филантропов отдали свои миллионы на строительство телескопов.
     Однако научная общественность США не жалеет усилий, чтобы сделать астрономию еще более привлекательной и доступной всем. Есть астрономия для детского сада — сплошные картинки, и какие! Есть астрономия для конгрессменов — доступно и точно о главных итогах и перспективах с подробным экономическим обоснованием, почему нужно выделить именно столько долларов, чтобы американская астрономия удержала свое лидирующее положение в мире. Есть астрономия для простых школьников, есть для любителей, и даже делаются попытки создать астрономию для домохозяек.
     Вероятно, нам также следует обращаться к новым формам, чтобы продемонстрировать обществу всю прелесть и пользу своей науки. Должен признаться, для астрономии сейчас наступили счастливые дни. Если палеонтолог должен создавать анимацию, чтобы рассказать о жизни динозавров, то астроному достаточно просто показать изображение реального космического объекта. Современные телескопы — наземные и космические — дают столь привлекательные цветные снимки экзотических планет и галактик, а современная полиграфия и экран компьютера так точно передают их, что не нужны никакие фокусы, достаточно просто показать.
     И вот что важно: прекрасные космические фотографии теперь могут получать не только астрономы-профессионалы, но и любители. Любительские телескопы сейчас управляются компьютером и позволяют использовать не только фото-, но и видеотехнику. Сегодня, как и сотни лет назад, в открытии комет любители астрономии весьма успешно конкурируют с профессионалами. Дать новой комете свое имя — эта перспектива вдохновляет многих энтузиастов на "звездную охоту", а науке от этого ощутимая польза: учет и изучение комет позволяют глубже проникнуть в прошлое Солнечной системы.
     В прежние годы наши любители астрономии сильно страдали от российского климата: летом ночи коротки, а зимой небо покрыто тучами. Разумеется, небо Италии или Калифорнии заметно лучше нашего. Но теперь возможности для наблюдения неба у нас улучшились. Нет, климат остался тем же, но через Интернет теперь можно вести наблюдения на телескопах, установленных в различных точках Земли и даже за ее пределами. Например, автоматическая космическая обсерватория SOHO несколько раз в сутки передает на Землю фотографии окрестностей Солнца, которые через Интернет сейчас же становятся доступны любому желающему. Их изучение оказалось чрезвычайно продуктивным: уже немало любителей астрономии, в том числе и российских, открыли "свои" кометы на этих снимках.
     Распространение компьютеров отчасти помогает решать и проблему астрономического образования. Хотя современных учебников и популярных книг по астрономии сейчас издается очень мало, зато появляются прекрасные CD-курсы, объединяющие в себе учебник, задачник, виртуальный практикум и "суперпланетарий", дающий почти неограниченные возможности для путешествия по Вселенной с соблюдением полной научной достоверности. Прошу воспринимать это не как рекламу, а как добрый совет: зайдите на сайт журнала "Звездочет" (www.astronomy.ru), и в его виртуальном магазине вы увидите и печальную скудость наших бумажных изданий, и прекрасные образцы виртуальных продуктов. Искренне советую тем, в ком есть хоть малейшая тяга к небу, приобрести диск Turbo-Sky или RedShift: их возможности потрясают (особенно в сравнении с низкой ценой). Особенно приятно, что эти мощные инструменты для путешествий в мир звезд и планет, занимающие верхние строчки в мировом рейтинге (говорю это ответственно), созданы у нас, в России. Значит, можем!

     Астрономия нам нужна

так же, как нужны все, даже самые экзотические ветви науки, искусства и ремесла. Без этого, а не без ядерных ракет, мы перестанем быть великой державой. Я не рассчитываю, что нынешнее поколение генералов и политиков это поймет. Прицел следует брать на будущее поколение, которое сегодня ходит в школу. Чем шире будет их кругозор, тем легче они войдут в цивилизованный мир. А если главной новостью для них (как сейчас для нас) останется курс доллара и цены на нефть, то я им не завидую.
     Скажу честно: моя надежда на будущее в основном обращена к тем, кто держит сейчас в руках этот журнал. Уверен, в конце концов мы сможем убедить наше общество, что знание — это сила!

Просмотров: 7031 | Добавил: saenko | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: